Динамическая балансировка роторных механизмов |
Оценка технического состояния любого роторного механизма в первую очередь заключается в определении динамической сбалансированности ротора на его рабочих оборотах или в диапазоне рабочих оборотов. Задача является главнейшей и первоочередной, т.к. динамические силы от дисбаланса являются одними из самых низкочастотных возмущающих сил в механизме и, значит, весьма опасными с точки зрения механической прочности конструктивных элементов механизма и, в первую очередь, прочности подшипников ротора. Таким образом, основа динамической балансировки роторного механизма - это снижение вибраций, контролируемых в точках на подшипниках, на частоте вращения с точки зрения достижения известных (расчетных или нормируемых) допустимых уровней вибрации подшипника из соображений обеспечения его механической прочности. Причины возникновения дисбаланса могут быть самыми разнообразными в зависимости от типа механизма, особенностей его конструкции и режимов эксплуатации. Ниже приведены некоторые из них: - некачественная балансировка при изготовлении; - прогиб ротора вследствие нештатного запуска машины из холодного состояния. Связан с тепловыми деформациями ротора при его прогреве, характерен для массивных роторов турбомашин; - прогиб ротора вследствие неправильной остановки хорошо прогретого ротора - вал оставляют без медленного проворачивания и он прогибается за счет тепловых деформаций, характерно для массивных роторов турбомашин; - обрыв лопастей, бандажа, других элементов лопастного аппарата; - неравномерная коррозия лопастей, погибы и поломки вследствие попадания посторонних предметов в проточную часть; - излом и/или несоосность линии вала составного ротора при заводской сборке или ремонте; - засорение каналов водяного охлаждения в роторах мощных электрогенераторов и т.д. Таким образом, под небалансом нужно понимать целую совокупность возможных явлений в роторном механизме. Общим для всех этих дефектов является то, что все они приводят к возрастанию уровней вибрации на частоте вращения ротора. Не все такие дефекты могут быть скорректированы динамической балансировкой. Например, тепловой прогиб массивного ротора, остановленного без проворачивания, конечно, никакой балансировкой не устранишь. Однако в большинстве практических случаев, возникающих при эксплуатации роторных механизмов, динамическая балансировка является самым эффективным средством снижения уровней вибрации на частоте вращения, а часто это означает снижение и общих уровней вибрации механизма |
![]() |
![]() |